Казань, Татарстан

Технологии будущего: оплата топлива с помощью мобильного телефона

Новости рынка
Самые распространенные на сегодня способы оплаты бензина или солярки – наличные деньги и банковские карты. Но все большую популярность набирают и другие виды платежей. Один из них считается очень перспективным. Это система NFC, что означает Near field communication. То есть, в переводе, «ближняя связь».

Near field communicationвид связи, работающей на частоте 13,56 Мгц, как стандарт существует с 2003 г. Скорость связи 106, 212 и 424 кбит/сек. Принцип связи — индукционная катушка, образуемая приемником и передатчиком, сочетающими в себе функции бесконтактного считывателя и бесконтактной карты. Действует на расстоянии от 2 до 20 см, наиболее эффективна в пределах 10 см.


Разработчики в один голос уверяют, что столь малый радиус в действительности представляет огромный плюс, поскольку дает владельцу возможность контролировать наличие посторонних лиц и технических устройств в зоне действия передатчика в момент обмена данными. А стало быть, и хищение информации мошенниками практически исключено.

Технология NFC опирается на использование специальных чипов. Например, встроенных в сим-карту. Взаимодействуя с контроллером телефона, сим-карта идентифицирует пользователя. В случае утраты устройства карта блокируется, и использование этого аппарата в качестве инструмента платежа становится невозможным. А при желании владельца можно установить и отдельный антенный блок. Впрочем, количество моделей телефонов с заводскими опциями за 2010 год существенно увеличилось, и сегодня число аппаратов с технологией NFC больше 100  млн.. Вслед за Nokia ее стали использовать Apple и Samsung. По оценкам Juniper Research, к 2014 г. количество мобильных, поддерживающих стандарт NFC, составит что-то около 300 млн. Британская Informa вообще дает прогноз на 2015 г. в 630 млн пользовательских единиц.

Как это работает на АЗС

Сегодня в России есть несколько сетей АЗС, использующих NFC. Здесь клиент, подключившись к специальному сервису, получает специализированный электронный кошелек для расчетов по новой технологии. Расчет с продавцом топлива производится исключительно через этот АЗС-кошелек.

При заезде на станцию клиенту перво-наперво хорошо бы убедиться, что в этом кошельке достаточно денег для оплаты топлива. В принципе, нальют ровно на столько, сколько есть, но не факт, что это будет соответствовать ожиданиям клиента.


При снятии пистолета с колонки система управления АЗС переводит NFC-сканер в режим считывания денег с электронного кошелька. Клиент вставляет пистолет в горловину бака и подносит активированный при помощи пароля телефон к NFC-сканеру, тем самым идентифицируясь. Система управления инициирует отпуск топлива на всю сумму, зарезервированную в кошельке на момент продажи. Важно: с момента идентификации и вплоть до момента окончательного расчета деньги в кошельке блокируются. Клиент может доверить задачу заправки до отсечки пистолета технике, может заранее указать, какую сумму из кошелька намерен потратить, а может отрегулировать этот вопрос вручную, остановив подачу топлива. В любом случае деньги будут сняты с точностью до копейки, а топливо — отпущено до грамма.

По завершении операции клиент должен повторно приложить телефон к NFC-сканеру. В этот момент остающаяся в кошельке сумма разблокируется. Если водитель этого по каким-то соображениям не делает, продавец топлива имеет возможность перечислить клиенту сдачу (включая бонусы и скидки) «по воздуху» в течение нескольких часов.

Чек клиент может забрать по желанию в терминале самообслуживания или у оператора АЗС. Хотя и непонятно, зачем ему это делать: достаточно запросить распечатку у телекоммуникационной компании.

Плюсы и минусы NFС для водителя

Выгоды технологий мобильных платежей для клиентов — это скорость и автономность. Правда, есть и определенные неудобства.

Во-первых, новая технология требует от водителя непривычно большей собранности. Он все-таки привык на заправке немного расслабиться, переключиться на новые, в сравнении с дорожной разметкой, образы. По сути, NFC предлагает клиенту почувствовать себя оператором АЗС. И если терминал автоматической АЗС хоть как-то адаптируется клиентским сознанием в качестве материального носителя его кровных (купюроприемник — вот он), то виртуальные «туда-сюда» подозрительны по определению. Следовательно, двойная, а то и тройная перепроверка правильности списания денег гарантирована. И не факт, что спасает от жалоб и претензий.


Во-вторых, не так уж устал клиент от бумажек в руках. У нас 95% «пластика» — дебетовые карточки, с которых народ зарплату, помимо конверта, снимает. В ресторанах есть картридеры — все равно платят налом. Даже те, кто освоил технологию заказа электронных билетов на самолет. И не факт, что уже на заправке обнаружив на счету неожиданно мало денег, клиент озаботится его пополнением вместо того, чтобы рвануть до следующей АЗС, нормально принимающей купюры разного достоинства.

В-третьих, если карточку в терминале можно просто зажать и выдать только при возврате пистолета на место, при бесконтактном способе оплаты риск нанесения ущерба оборудованию продавца возрастает. При заправке «на всю сумму» нет никаких резонов проводить телефоном по сканеру второй раз: если полагается сдача, то все равно ведь вернут. Да хоть надорвись девушка, постоянно вещающая: «Положите пистолет на место, пожалуйста!» — прыг в машинку, и педаль в пол.

В общем-то, пока можно сказать однозначно, что новые технологии и формы оплаты топлива на АЗС появляются, будут ли они востребованы – покажет жизнь и предпочтения клиентов.


Источник и иллюстрации: http://www.sovazs.com/showarticle.phtml?id=1692
Сеть АЗС «Магистраль»:
- качественное топливо
- низкие цены
- отличный сервис