Казань, Татарстан

Рейтинг болезненности цен на бензин

Новости рынка
Дороговизна бензина — одна из универсальных жалоб во всем мире, наряду с плохой погодой. Насколько топливо действительно дорогое определяет специальный рейтинг "болезненности цен на бензин". Россия находится в середине этого списка.

Эксперты агентства Bloomberg, составившие список стран по дороговизне топлива, решили, что сама по себе номинальная цена на заправке слабо отражает реальную стоимость топлива для автолюбителей. Ведь высокая цена может не так сильно бить по кошельку жителя богатой страны, как формально низкая цена — по рядовым гражданам в стране с бедным населением.
Поэтому помимо формального рейтинга, где 55 стран ранжируются по стоимости галлона бензина, Bloomberg составило рейтинг «болезненности» цен на бензин. Он рассчитывается по доле от среднего дневного заработка в стране, которую надо потратить на покупку одного галлона.



Обзор рейтинга сразу позволяет выявить ряд закономерностей. Самый дорогой бензин — в странах Северной Европы (Скандинавия, Нидерланды), однако высокие цены на заправке не бьют по карманам жителей, потому что их доходы высоки и на покупку галлона бензина уходит лишь несколько процентов дневного заработка. Самый дорогой бензин в Норвегии — $9,69 за галлон. Ситуация необычная, отмечает Bloomberg: Норвегия — единственная крупная нефтедобывающая страна с дорогим бензином. Объясняется это тем, что она не субсидирует цены на заправках, а пускает нефтедоллары на оплату услуг — например, обеспечение бесплатного высшего образования или модернизацию инфраструктуры. Норвежцы, средний дневной доход которых составляет $270, платят за галлон всего 3,6% от него (48-е место в рейтинге болезненности бензиновых цен).

Не слишком больно бьют цены на бензин и по карману датчан (2-е место с $9,37): они тратят на галлон 5,3% своего дневного заработка, который составляет $178 (42-е место в рейтинге болезненности цен). Голландцы же (3-е место с $9,35), хоть и платят больше, 6,5% от дохода в $144 (№ 37 по болезненности), не слишком страдают от этого, потому что, в основном, передвигаются на велосипедах. Это страна с наибольшим количеством велосипедов на душу населения в мире.

Третье место по цене галлона с Нидерландами делит Италия, и тут ситуация уже существенно хуже. На бензин уходит 9,1% заработка в $103, из-за этого страна занимает 29-ю строчку в рейтинге болезненности. Из-за экономического кризиса и необходимости сократить гигантский госдолг налоги на бензин за последний год были повышены на 24%, что стало шоком для многих жителей страны, занимающей одно из лидирующих мест в мире по числу автомобилей на душу населения. В I квартале этого года продажи машин упали более чем на 20% по сравнению с тем же периодом 2011 г.

Жителям другой охваченной кризисом страны, Греции (5-е место с $9,23), приходится гораздо тяжелее, чем итальянцам. Они отдают за галлон бензина 12% от дохода в $75 (23-я позиция в рейтинге болезненности). Цены на бензин в Греции выше, чем в среднем в Евросоюзе.

Средний россиянин находится в таком же положении, что и итальянцы. Наша страна делит с Италией 29-е место в рейтинге болезненности цен на бензин, хотя его номинальная цена почти в три раза ниже — всего $3,71 (46-е место по уровню цен). Однако при среднем дневном доходе в $41 россиянину приходится отдавать за галлон 9,1%. В результате страна, находясь в конце списка по номинальной стоимости бензина, попадает практически в самую середину рейтинга болезненности; по этому показателю мы на среднем уровне в мире.

Практически рядом с Россией по рейтингу цены расположились США: $4,19 и 44-е место. Но при доходе в $134 средний американец отдает за галлон бензина 3,1%, попадая в конец рейтинга болезненности — на 50-е место.

Соседи России по региону (страны Балтии и Восточной Европы) платят существенно больше россиян не только в абсолютном, но и в относительном выражении. Так, в Латвии, Литве, Эстонии и Польше цены составляют $7,01-7,26, а в рейтинге болезненности они занимают 9-е, 12-е, 20-е и 15-е места соответственно.

В Китае бензин дороже, чем в России ($5,31, 41-е место), но в рейтинге болезненности он занимает 4-е место, несмотря на то, что в целях сдерживания инфляции правительство регулирует розничные цены на бензин и дизельное топливо. На покупку галлона китайский водитель тратит 34% своего дневного дохода в $16. Тем не менее, автомобильный рынок в стране стремительно растет. 

Бразильцы тратят на бензин 18% заработка, составляющего $36. А вот Индия занимает 1-е место по рейтингу болезненности: хотя госсубсидии на энергоресурсы составляют 10% годового бюджета страны, при цене галлона $6,06 (37-е место) средний индиец за один день не может заработать денег на его покупку. Доход составляет всего $4,5, на бензин уйдет 135% от него.

Диаметрально противоположная ситуация в богатых нефтью странах Персидского залива. Они занимают последние места в обоих рейтингах — и по цене, и по доле заработка, идущей на оплату бензина. Так, Саудовская Аравия, которая недавно обошла Россию и стала крупнейшей в мире по объемам добычи нефти, находится на 54-м месте по цене ($0,61) и на 52-м — по болезненности: житель страны, в среднем, тратит на галлон бензина 1,1% своего дневного дохода, составляющего $55.



Источник: http://www.vedomosti.ru/finance/news/1784247/slishkom_dorogoj_benzin?full#cut
Иллюстрацииhttp://portamur.ru/news/detail/tsenyi-na-benzin-v-nekotoryih-regionah-dalnego-vostoka-perevalili-za-45-rubley/


Сеть АЗС «Магистраль»:
- качественное топливо
- низкие цены
- отличный сервис