Казань, Татарстан

"За" и "против" дизельного мотора

Не дай себя обмануть
Почему в России немногие выбирают дизельные авто, в отличие от Европы? Чем нам нравится и чем не нравится этот двигатель?

Аргументы «ЗА»

Экономичность. Потребляет на 30—40% меньше топлива (особенно на крупных автомобилях)
Срок службы. Выхаживают в двое больше бензинового (до миллиона км без капремонта)
Цена топлива. Дизтопливо всегда было на 10—15% дешевле (хотя сегодня уже не так)
Проще конструкция. Отсутствует система зажигания, а значит, надежность выше
Экологичность. Уровень CO2 очень мал, а сажа и дым вылетают только на неисправных моторах

Аргументы «ПРОТИВ»

Надежность. Плохое топливо быстро выводит форсунки из строя
Обслуживание. Стоит на 15—20% дороже бензинового мотора
Комфорт. «Стучит» вначале движения и долго прогревается
Практичность. Зимой могут возникнуть проблемы при заправке летним топливом
Удобство. В случае с ручной КПП передачи приходится переключать чаще

По данным исследования консалтингового агентства J.D. Power Asia Pacific, около 25% всех новых автомобилей в мире оснащены именно дизельными моторами, причем популярность этого вида топлива с каждым годом растет. Так, еще 10 лет назад дизельным был лишь каждый 10-й легковой автомобиль. Согласно прогнозам экспертов, до 2018 года доля таких машин будет ежегодно увеличиваться на полтора-два процентных пункта. Причины — рост цен на топливо и ужесточение экологических норм по выбросу автомобилями вредных веществ (во многих странах мира по этой причине водителям авто с дизельными моторами дают скидки на транспортный сбор). Еще один плюс — возможность заправки биодизелем (рапс), который в свете сокращения запасов нефти является все более актуальным.

В России же легковые авто на дизтопливе только сейчас начинают приобретать популярность. По данным информационно-аналитического агентства, за последних 10 лет популярность дизеля выросла вдвое, но число таких автомобилей составляет до 10%, да и то, речь идет в основном о внедорожниках, для которых вопрос экономичности является приоритетом (бензиновые моторы на таких авто расходуют 14—15 л на 100 км, против 9—10 л на дизеле).

Главная причина — авто, оснащенное таким мотором, стоит дороже — в среднем, на 20-30%. Для нашего человека такое удорожание — серьезный аргумент в пользу выбора автомобиля на бензине.

Проблемы с дизельным двигателем могут возникнуть зимой в случае заправки несоответствующим сезону топливом. Дело в том, что по физическим свойствам дизтопливо разделяется на летнее и зимнее. Первое при производстве дешевле на 30%, однако и застывает оно уже при -5 градусах Цельсия (этот процесс называется парафинизацией). Зимнее же дизтопливо не застывает до -35 градусов. По идее, с наступлением первых холодов на АЗС должны завозить только сезонное топливо, однако, во-первых, делают это не всегда. Для автомобилиста результат заправки не соответствующим сезону топливом может быть плачевен.


Особенности авто на дизеле

Вождение. Сразу после запуска двигателя на многих автомобилях слышен характерный «тракторный» звук, который проходит лишь после достижения мотором рабочей температуры (правда, на многих современных автомобилях за счет конструктивных особенностей его уже не слышно). При этом двигатель медленно прогревается — если вы живете в 10 минутах от работы, то двигатель не будет успевать прогреваться и в салоне будет холодно. Зато тронуться с места не составляет труда — момент на низких оборотах у дизелей близок к максимальному, машина поедет на оборотах, чуть выше холостых: для внедорожника такая особенность хорошо помогает в преодолении препятствий.

Еще одно качество, за что дизельные двигатели так любят устанавливать на внедорожники — такой двигатель может нормально работать полностью погруженный в воду, главное, чтобы она не попала внутрь (поэтому для забора воздуха джиперы часто устанавливают трубку-перископ, который возвышается над водой. А вот бензиновый двигатель повышенной влажности может и не простить — выходит из строя электрика, если, конечно, ее тщательным образом не загерметизировать.

Сервис. Топливная система требует более дорогостоящего постпродажного обслуживания: нужно чаще менять масла и фильтры. А для диагностики и ремонта современных дизелей необходимо дорогостоящее оборудование. Следовательно, стоимость этих операций тоже будет высокая. Cтандартное ТО стоит порядка 4 - 5 тыс. руб. (против 2500-4000 у бензинового аналога). При этом в России есть дефицит хороших специалистов по дизелям.
Отметим, что топливная система даже при правильной эксплуатации может потребовать капремонта (порядка $700) уже после пробега в двести пятьдесят — триста тысяч километров (6—7 лет). На автомобилях, оснащенных турбиной, к этому сразу также наступает «смерть» турбины, правда, ее можно отремонтировать ($150—300).

Враги дизеля

Топливо несоответствующего качества способно вывести дизельный двигатель из строя даже после одной заправки у знакомого тракториста или дальнобойщика. Дело в том, что старая техника, например, советский трактор, спокойно переносит некачественное сернистое топливо, а вот если им заправить современный автомобиль, поломка гарантирована, особенно если топливо наливали в бак при влажной погоде либо в канистру попало немного воды.

Помните школьные уроки химии? Высокая температура (при сгорании), сера и вода приводят к возникновению серной кислоты, а она действует на все детали двигателя и топливной системы крайне агрессивно. Но даже если в топливе не было воды, но превышено содержание серы, она при попадании картерных газов в масло сокращает срок его службы. Кроме того, сера сокращает срок службы катализатора и сажевого фильтра. Поэтому, если вам по каким-то причинам приходится (или пришлось) заправляться сомнительным топливом, рекомендованный производителем срок службы замены масла необходимо сократить вдвое. Отметим, что ремонт последствий некачественного топлива обойдется в серьезную сумму — $500—1000, а отличить на глаз сернистое топливо от бессернистого невозможно.
Сеть АЗС «Магистраль»:
- качественное топливо
- низкие цены
- отличный сервис